Профессия арт-менеджер. В чем ее особенности и кому подходит?
Арт-менеджер – руководитель проектов в сфере искусства. Это профессия, которая находится на стыке арт-сектора и предпринимательской деятельности. Арт-менеджер является управленцем, отвечающим за организацию творческого направления бизнеса. Он должен хорошо разбираться в арт-индустрии, маркетинге, коммуникациях, уметь рационально выстраивать бизнес-процессы. Как работник креативной сферы он должен подбирать артистов, формировать график мероприятий, участвовать в подготовке выставок и презентаций.
Настоящий профессионал хорошо ориентируется в арт-индустрии, знает тонкости работы с творческими людьми, владеет механизмом функционирования авторского оправа и навыками проведения эффективной пиар-кампании. Арт-менеджмент – это безусловно то направление, которое всегда будет востребовано. Это направление отлично подходит как творческому человеку (художник, дизайнер), так и тому, кто интересуется креативной сферой и хотел бы попробовать себя в новой профессии. Обучение арт-менеджменту осуществляют в онлайн-школах и государственных учебных заведениях. Среди вузов, обучающих арт-менеджменту – НИУ ВШЭ, МГУ, РГГУ, СПбГУП.
Толковый арт-менеджер должен знать ответы на следующие вопросы:
Что в нынешнее время пользуется популярностью на рынке искусства? Для этому ему необходимо следить за трендами;
В каком продукте нуждается целевая аудитория? Помимо активного изучения арт-рынка и соответствующих тенденций, арт-менеджеру необходимо правильно подобрать команду для реализации идеи, понятно сформулировать задачи, которые следует выполнить по проекту;
Как наиболее успешно презентовать законченный продукт на арт-рынке? У арт-менеджера должен быть четкий план продвижения проекта.
Арт-менеджер может работать не только в галереях и музеях. Его работа может быть связана с издательско-полиграфической деятельностью, рекламной сферой, видеоиграми, ресторанной сферой, индустрией развлечений и т. д.
Обязанности арт-менеджера
Арт-менеджер должен решать следующие ключевые задачи:
- Подбор команды для реализации проекта;
- Организация мероприятий;
- Разработка рекламных кампаний;
- Мониторинг тенденций рынка искусств;
- Формирование бюджета и планов;
- Привлечение потенциальных клиентов;
- Коммуникация с исполнителями заказчиками и инвесторами;
- Обеспечение прибыльности и популярности проекта;
- Взаимодействие с представителями средств массовой информации;
- Анализ проведенного мероприятия и подготовка отчетов.
Самые главные качества, которыми должен обладать хороший арт-менеджер – это умение выстраивать отношения с самыми разными людьми (психология), быть эффективным управленцем и маркетологом, умение креативно мыслить и быть стрессоустойчивым.
Где может работать арт-менеджер?
Как представитель креативной сферы, он может найти себя в следующих сферах:
- Галерея искусства
- Ресторан
- Издательство
- Студия дизайна
- Кинокомпания
- Отели
- Маркетинговое агентство
- Звукозаписывающая студия
- Театр
- Косметические компании
Зарплата арт-менеджера варьируется от 45 000 до 200 000 рублей. Уровень зарплаты зависит от профессионального уровня арт-менеджера, наличия портфолио успешных проектов и региона ведения деятельности.
К преимуществам профессии арт-менеджера можно отнести широкий выбор направлений деятельности, наличие в работе креативной составляющей, престижность данного сектора, непрерывное личностное развитие и рост.